Русский

Могут ли гонки быть рабочим испытанием для Аляскинских маламутов?

Аляскинский маламут не был собакой для гонок.

Аляскинский маламут это, в первую очередь, мощная собака для перевозки грузов (тягловое животное), но как разносторонняя рабочая собака, она также может выполнять и множество других задач, включая переноску (в качестве вьючного животного) и перетягивание (вейтпуллинг) грузов. Сила и выносливость всегда были отличительной чертой этой породы. Скорость никогда не ставилась в качестве требования к аляскинскому маламуту. И историческая, и современная литература о породе описывает четкое различие между физическими чертами, присущими аляскинскому маламуту, как собаки для перевозки грузов, и чертами тех пород, развитие которых было направлено на скорость в упряжке, таких как сибирский или аляскинский хаски. Стандарт породы аляскинский маламут ясно отражает и поддерживает такое различие.

В поисках информации об аляскинском маламуте я более 50 лет изучала жизнь эскимосов, арктические и антарктические экспедиции. Я представлю здесь лишь небольшую часть этой информации, касающуюся расстояний, грузов и скорости, поскольку она не сильно отличается в одних источниках от других.

В своей книге об эскимосах Peter Freuchen (1) пишет «собаки используют рысь, скорость которой естественна для них – она слишком быстрая для шага человека, но слишком медленная для его бега» . Скорость не являлась значимым фактором в жизни эскимосов.

В книге «Жестокие мили: героическая история собак и людей в гонке против эпидемии» (2) было отмечено, что бег за сывороткой к Ному в 1925 году был эстафетой лучших упряжек и погонщиков, которые были в наличии. 674 мили (1 084,7 км) были пройдены за 127,5 часов. В среднем это составляет 5,3 мили (8,5 км) в час. Собаки двигались с максимально возможной для них скоростью по хорошо наезженному пути, в условиях типичной для Аляски бури и при температуре ниже нуля градусов. Первые 505 миль (812,7 км) были пройдены упряжками с собаками типа маламут, последние 169 миль (272 км) – сибирскими хасками (страница 263).

Единственное упоминание, которое я нашла о гонках непосредственно на маламутах, были всеаляскинские бега-пари. Это была дистанция длиной 409 миль (658 км) из Нома в Кэндл и обратно. Скорость победителя составила 5 миль (8 км) в час – это были упряжка Скотти Аллена (Scotty Allen), в которой были маламуты (страница 67). «Упряжки маламутов из Нома, которые разводились для перевозки тяжелых грузов, редко шли быстрее, чем 5 миль (8 км) в час» (страница 65).

В экспедиции Бирда (Byrd) к Антарктике 1928-1930 года путешествие на санях к хребту Куин-Мод заняло 77 дней (3), что в среднем составляет 20 миль (32 км) в день. Это было путешествие с внешней поддержкой, когда самолеты доставляли и сбрасывали необходимый груз. Бирд взял собак у Евы Сили в Нью-Хэмпшире. Это были, с большой вероятностью, маламуты, поскольку именно Ева стала тем человеком, кто зарегистрировал породу в АКС (American Kennel Club).

В «Маламутах национального парка горы Мак-Кинли» (4), замечено, что «после старта, упряжка для перевозки грузов (7-12 собак), будет переходить к более устойчивому темпу, обычно составляющему около 6 миль в час (9,7 км), вне зависимости от груза… Этот устойчивый темп движения с грузом, на протяжении длительного времени, то, где грузовые упряжки показывают себя» .

Наиболее исчерпывающую статистику я обнаружила в руководстве военного департамента США по перевозке грузов собаками, 1944 (5):

    № 64 – ГРУЗЫ. «Средний груз следует рассчитывать исходя из предположения, что каждая собака будет перевозить свой собственный вес. Однако грузы могут широко различаться в зависимости от условий и местности. На ровной поверхности груз 1000-2000 фунтов (453,6–907,2 кг) не является каким-то исключительным для упряжки из 9-10 собак. На неровной, гористой местности 300 фунтов (136,1 кг) – это приличный средний вес…» (страница 94).

    №67 – СКОРОСТЬ. «Легко нагруженные почтовые упряжки проходят в Аляске в среднем 60 миль (96,6 км) в день. При большом грузе (100 фунтов или 45,4 кг на собаку) – хорошая средняя дневная дистанция – 20-25 миль (32,2–40,2 км). Средняя возможная скорость – 3-4 мили (4,8-6,4 км) в час.

    №91 – ПУЛКА. «Собака может тянуть два собственных веса на ровной поверхности или по морскому льду. При использовании пулки в гористых районах груз равен весу собаки» .

Скорость в час для пулки не указана. Это единственное упоминание, которое я нашла о пулке. Хотя армия и использовала их в ходе второй мировой войны, они не стали популярными в нашей стране.

Из записок машера Джейми Нельсон (Jamie Nelson) о дистанциях, которые она проходила с аляскинскими маламутами в рамках тренировок для гонки Айдитород 1994 года:

    11 декабря 1993 – прошли 50 миль (80 км) за 6 часов – передо мной упряжка собак.

    12 декабря 1993 года – они напомнили мне, что они маламуты – на те же 50 миль (80 км) ушло 10 часов

Примечание: В это время Джейми прошла примерно 1000 миль (1 609 км) в упряжке с начала осени. Упряжка состояла из 16 собак и двигалась по хорошо проложенному пути без груза. Ее лучшее время было 8,2 мили (13,2 км) в час.

Я звонила Джейми и говорила с ней о требованиях к маламутам в отношении участия в гонках, и она дала следующий комментарий:

    «Маламуты не могут соревноваться с хасками. Если вы собираетесь тренировать маламута для победы в гонках, вы должны иметь худых собак (тощих, «кожа да кости» – на взгляд судей и владельцев шоу-собак). Будет ли владелец шоу-собаки рисковать шерстью своей собак? Рискнет ли повредить пястья, плечи и ног? Согласится ли с риском драки при возникновении стычек внутри упряжки или с другими упряжками? Будете ли вы обучать судей не обращать внимания на шрамы, плохое состояние шерсти, худобу собак и вознаграждать таких собак в рингах?»

По ее мнению, владелец шоу собаки не может состязаться с профессиональным машером. Конечно, кто-то может направить свою шоу-собаку профессиональному машеру для тренировок и участия в гонках, но это должно предполагать передачу собаки на месяцы. Очень немногие люди согласятся на это, даже если они могут себе это позволить. И опять же, должен быть свободный машер, готовый тренировать эту собаку.

Нужно также помнить, что приведенная выше статистика применима только для профессиональных рабочих упряжек, а не для шоу собак или домашних любимцев. Если цель вашего клуба проводить рабочие испытания для шоу-собак, а это, прежде всего, собаки для дома и семьи, или собак, чьи тренировки ограничены тем, чем обычно занимаются непрофессиональные машеры или владельцы, вы не можете ожидать от этих собак тех же показателей, что и от профессионально подготовленной рабочей упряжки. Такие ожидание будут несправедливы ни по отношению к собаке, ни к ее владельцу.

Поскольку я незнакома с местностью, условиями состязаний и климатом вашей страны, я не готова сказать, что может являться подходящим рабочим испытанием. Но надеюсь, что имея на руках предоставленную статистику, вы сможете разработать рабочую программу, которая бы была направлена на испытание врожденных рабочих инстинктов аляскинского маламута.

Я надеюсь, что испытания, которые вы выберете для аляскинских маламутов, не будут базироваться на скорости более быстрых упряжек. Я имела опыт видеть, что случилось с сибирскими хасками в США. Сибирские хаски, используемые для гонок, настолько сильно отличаются по структуре, шерсти и наполненности, что не могут состязаться в шоу ринге. Тоже самое случилось и со многими спортивными породами. ДНК чемпионов по полевым испытаниям среди лабрадор-ретриверов уже не обладают теми же самыми характеристиками, что ДНК шоу-чемпионов. Поэтому, пожалуйста, прежде чем принимать решение, подумайте над тем, что предлагаемые вами испытания для маламутов могут разделить породу на шоу-маламутов и гоночных маламутов. Для предотвращения этого вы должны разработать испытания не на скорость, а на силу и выносливость, которые бы соответствовали природе и функции породы аляскинский маламут.

С уважением,
Нэнси Рассел
Уолсенбург, Колорадо
----------------------

Список литературы:

    (1) Freuchen, Dagmar (Ed.)(1961). Peter Freuchen’s Book of the Eskimos. New York, NY: Fawcett World Library, Reprint paperback; pg. 62

    (2) Salisbury, Gay and Laney Salisbury. (2003). The Cruelest Miles: The heroic story of dogs and men in a race against an epidemic. Ney York: W.W.Norton and Co.

    (3) Gould, Laurence M (1984). Cold, the Record of an Antarctic Sledge Journey. Carleton College; limited edition. Pg. 188

    (4) Sunborn, Roy, and Tom Ritter, (1971). Malamutes of Mount McKinley National Park, Alaska National Parks and Monuments Assn.

    (5) Dog Transportation: U.S. War Department, Field Manual 25-6 (1944). Taylor Falls, MN: Taylor Falls Bookstore Publication (reprint l976).

    (6) Nelson, Jamie (professional musher). (1993-1994). Musher Notes and Mileage Log for l993 and l994 for the Iditarod Alaskan Malamute Team. Togo, Minnesota.

(перевод Владимира Гончарова)


Перейти к списку всех статей